ЭКCПЕРТИЗА ЖИДКОСТИ ДЛЯ
АВТОМАТИЧЕСКИХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ
В отличие от механической коробки, масло в «автоматах» берёт на себя гораздо
больше задач. Во – первых, там есть зубчатые передачи, так что от важнейшей
функции смазывать ATF никто не освобождал Во – вторых, масло должно
обеспечивать правильную работу фрикционных сцеплений. В – третьих, оно же
передаёт крутящийся момент в гидротрансформаторе, двигаясь при этом с
высокой скоростью (80 – 100 м/с) в узких каналах между лопатками колёс.
Наконец, оно должно охлаждать детали коробки: конструкция последней такова,
что избыток мощности двигателя здесь превращается в тепло, нагревая масло в
жару до 150°С, тогда как 95°С – нормальный «крейсерский» режим.
Эти задачи обуславливают противоположные требования к ATF. Для смазки
шестерён нужна вязкость побольше, а вот для работы гидротрансформатора она
должна быть небольшой (4 – 8 сСт). Но если вязкость упадёт ниже 3 – 5 сСт,
возникает опасность кавитации и течей через уплотнения.
Найти компромисс помогают присадки, но в присутствии разнородных металлов (например,
сталь и бронза) они могут активизировать электрохимическую коррозию. В общем,
обычную трансмиссионку в автоматические коробки передач лить нельзя, а чтобы
водитель случайно не перепутал банки, ATF окрашивают в яркий, как правило,
красный цвет. Что кстати, отражено в спецификациях.
Поскольку автоматические коробки передач для легковых автомобилей в нашей
стране не выпускают (если не считать древних правительственных лимузинов),
то на жидкость для них нет ни ГОСТа (это полбеды), ни оборудования для
испытаний. А потому из множества параметров, заданных зарубежными
спецификациями, мы решили измерить вязкость, температуру вспышки,
смазывающие свойства, пенообразование и коррозионную активность.
Важнейшие характеристики смазывающих свойств должны измеряться на
оборудовании, которого нет в России, - и лишь при этом условии результаты
дали бы повод к отбраковке того или иного образца. В нашем случае применение
четырехшариковой машины трения позволило лишь сравнить образцы друг с другом
и расставить их по местам, ориентируясь на так называемый индекс задира. Его
рассчитывают на основании нескольких трибологических характеристик. Чем он
выше, тем лучше. Зато мы смогли объективно оценить коррозию медной пластины
в баллах (где цифра характеризует степень коррозии, буква – цвет окисла)
после трехчасового купания в горячем (+ 150°С) масле.
Итоги испытаний
сведены в таблицу, нюансы отмечены в подписях к фото. Отметим, что почти «бесплатная»
отечественная ATF Luxoil отличалась прямо - таки пивной пеной, но это
согласно спецификации Dextron III, допустимо! А вот запредельная
агрессивность к меди сдвинула на последние места такие громкие бренды, как
Elf, Castrol, Mannol и примкнувший к ним ХАДО. Специалисты рассказали, что
применение в автоматических коробках втулки с бронзовым (сплав меди!)
покрытием очень чувствительным к коррозии, а повреждение тонкого слоя
приводит в итоге к дорогостоящему ремонту всего «автомата»! |